8 (495) 143-14-15
AdGuide » Полезная информация » Неопределенный круг лиц

Неопределенный круг лиц

"Уважаемые клиенты нашего банка" - это обращение к определенному или неопределённому кругу лиц в целях рекламы? 
В Законе «О рекламе» нет четкого определения понятия «неопределенный круг лиц». Разъяснения на этот счет дала Федеральная антимонопольная служба в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624:
«В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. 
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена».
Итак, норма разъяснена более подробно. Если у нас есть некое информационное сообщение о деятельности нашей компании, то оно будет признано рекламой, когда мы вывесим его публично. Если же мы адресуем сообщение некому лицу (Уважаемый Иванов И. И.), то сообщение теряет рекламный характер. 
И всё-таки, если мы адресуем сообщение только нашим клиентам? Реклама это или нет? К сожалению, ФАС не определяет, насколько подробным должно быть "указание круга лиц". Встает вопрос толкования теперь письма ФАС.
Мы придерживаемся такого взгляда, что информация, адресованная неопределенному кругу лиц, является рекламой до тех пор, пока в тексте нет конкретного имени (наименования) получателя.
То есть, "...пока организация рассказывает о своих товарах и услугах не отдельно взятому человеку, а некоему обобщенному адресату, то она обращается к неопределенному кругу лиц..."*.
Таким же образом понятие «неопределенный круг лиц» трактуют налоговики. В письме от 15.07.2013 № 03-03-06/1/27564 чиновники пришли к выводу, что порядок списания расходов на почтовую адресную рассылку зависит от того, есть ли на конвертах ФИО конкретного получателя. Если нет, то это реклама, расходы на которую признаются по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ. Если есть, то это прочие расходы, связанные с производством и реализацией и учитываемые на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Делаем вывод. Обращение "уважаемые клиенты" - это обращение к неопределенному кругу лиц.
В то же время, есть интересный случай из практики. Человек, которого "достал" сотовый оператор sms-рекламой своих услуг, обратился с жалобой в ФАС. И вот результат:
"...Оказывается, подобные сообщения не могут быть признаны рекламой, т.к. в них есть обращение «к конкретному лицу» (в данном случае — «конкретным» лицом является бездушное «уважаемый абонент»). Ибо все спам-смс начинались с фразы «Уважаемый абонент! Для использования… бла-бла-бла.....»..."**
Напрашивается противоположный вывод: обращение "уважаемые клиенты" - это обращение к определенному кругу лиц.
Предлагаем не торопиться с ним, следует учесть условия. Сотовый оператор обратился к лицу непосредственно - прислал смс ему лично. 
Резюме. Внимательно следим за практикой применения нормы. И до того момента, пока не будет ясного понимания, считаем, что обращение "уважаемые клиенты" в публичных объявлениях - это обращение к неопределённому кругу лиц. 
*В. Терещенко, http://www.eg-online.ru/article/245779/
**http://m.habrahabr.ru/post/159473/&post=11874822_..

Сервис обратного звонка RedConnect